Автор - Лебец Вячеслав
VG20, ГРМ, клапаны. Часть II или кому интересно.
Итак, уважаемые максимоводы, свершилось !!!. Я катаюсь на всем любимом авто !!!
Кому интересна завязка, т.е. Часть 1, см. сюда
А здесь я попытаюсь описать свою эпопею или во что вылилась самоуверенность и лень осмотреть во время ремень ГРМ.
1. Начало
Почему подробно? Потому что, как оказалось, любая мелочь в моем деле была очень существенна. И так…
Случилось это в теплый весенний вечер в г. Ростове-на-Дону. Ехал я на своей любимой машинке из универсама "О`кеу" домой. Скажу честно, было какое-то ощущение в этот день, подсознательное, что что-то случится. И так, на очередном перекрестке, как всегда не в тему загоревшийся красный свет заставил меня остановиться. Как послушный водитель, : тронулся на зеленый и чувствую, что-то с моим крокодилом не то. Чувствую - не тянет машинка. Педаль сильнее - вроде, что то пытается изобразить в виде шума. Ну, думаю, показалось. Но после неудачной попытки обгона, когда машина просто отказалась набирать обороты, я встревожился. И надо ж было такому случиться, что перед этим я заправился. "Ну" - думаю - "попался я на бензин". Доехал до гаража. Решил послушать двигатель, такое ощущение, что троит. Но троит не так, как положено, троить двигателю :. Цилиндры работают все. Ладно, думаю, меня не проведешь, и покупаю новые свечи. Заменил. Завел. То же. Ну, думаю, проеду. После 5 км вывернул все свечи и глянул на них. Теперь ВНИМАНИЕ: Очень подозрительным мне показалось то, что свечи нечетных цилиндров были как из упаковки, а четных цилиндров - черные. И вот тут-то мне подумать денек-второй почему так. Практически не зная двигатель и его работу кроме теории, я спросил уважаемый All. Мне ответил Гена (подпольный ник Gamlet :) посоветовав проверить какие-то метки на каких-то шкивах. Проблема в том, что я не знал, что такое шкивы и не придал значения этому совету. Потом уже, в процессе переписки и перезвонки с ним, я понял, о чем он говорил. А пока… Я поехал в сервис проверить давление бензонасоса. Еле доехал до места. Давление ниже нормы, а при нажатии на акселератор, давление упало вообще да 1.9. Вердикт: менять насос. Поставили мне BOSH от 10ки. ессно пришлось менять топливный фильтр, ну и за одно поменял воздушный фильтр. Итог не утешил. Если до замены насоса провал был в районе 1500-2100 оборотов, то стал 2000-2500. машина стала ехать чуть лучше. Но мастер сказал, что типа я залил отстойный бензин и посоветовал мне долить 98го и прокатать машину на скорости. Что я с успехом и решил провести.
2. Кульминация.
Выехал я на широкую дорогу, и - педаль в пол. Что-то меня не устроил вялый разгон. Выключил овердрайв и опять "кикдаун". На скорости 110 км/ч чувствую - машина на педаль газа перестала реагировать вообще. Глядь на тахометр, а стрелка плавненько так хочет показывать на 0. Ну и добилась своего. Ну, блин, думаю, впарили мне насос. На дороге шумно, и не возможно на слух проверить работу насоса, но мне показалось, что он не работает. Ладно. Крутанул я пару раз движок стартером, ничего не происходит. Сел в машину и с сигаретой в зубе решил проанализировать сложившуюся ситуацию. Как оказалось, я не зря читал и перечитывал товарисча Корниенко (мастер по ремонту японок и автор множества бестселлеров по ремонту на своем опыте). Так вот, вспомнилась мне одна строка о том, что если стартер крутится очень весело и без напряга, значит порвался ремень ГРМ. Верить я в это категорически не хотел, тем более что до "планового" обрыва ремня по моим подсчетам оставалось еще где то 20000 км. Бог видно наблюдал за мной и разрешил машине заглохнуть как раз напротив моего гаража. Попросил я соседа притянуть машину в гараж. И та мне не терпелось взглянуть на этот ремень, что я сразу кинулся снимать кожух. Но не тут-то было. Как оказалось, инструментов у меня практически никаких нет. А что бы открутить и снять несчастный кожух, надо было сделать очень много. Не буду вдаваться в подробности, скажу одно, что бы открутить 8 болтов, мне понадобилось 3 разных ключа на 8. С горем пополам, сбегав 3 раза на авторынок (благо самый крупный на юге авторынок "ФОРТУНА" находится через дорогу), снял я кожух. И каково было мое удивление, когда ремень не хотел вытаскиваться. Да он был в жутком состоянии, но он не был порван!!! И для того, что бы проверить его работоспособность, мне надо было снять нижний кожух, а до него без съема шкива коленвала не доберешься. Купил съемник шкивов и головку на 22. Сколько я промучился, прежде чем добраться до ремня! Ведь у меня не было ВООБЩЕ ни какого опыта работы с двигателями. Болт коленвала не откручивается. Стартер где, я не знаю, а его надо снять, что бы воткнуть отвертку в зубья. Я боюсь поломать зубья. Мануал пишет что только так и надо, я пытаюсь. Сил не хватает. Ищу трубу, советуюсь с Серегой (Biker). Но вот шкив снят, за ним и кожух. И что я вижу: "мама дарагая"(С): куча зубьев от ремня облепили шкив ремня ГРМ на коленвале. После снятия ремня вердикт: 46 зубов на ремне ОТСУТСТВУЕТ. Но самое интересное, это то, что на противоположной стороне нет еще одного… Туя вспоминаю Gamlеt-а и черные свечи на четных цилиндрах. Оказывается, произошло следующее: обломался один зуб и просто сбилось зажигание. поверить бы мне тогда ремень все было бы ОК, но видно судьба выла меня к тому, что бы я разобрал движок :. В надежде на то, что мне повезет (ну и наивняк) пошел купил ролик и ремень. Поставил - не завелось. Эпопея с установкой ремня и трамблера вплоть до теории расписана в другом топике, ссылка на который дана в начале. Решил померить компрессию. : Чем больше цилиндров оставалось позади, чем больше у меня портилось настроение. В итоге ни в одном цилиндре компрессии не было! Я даже этому не поверил, да и многие на форуме высказывали мысль, что компрессометр сломан. Но он, к сожалению, был исправен. Осталось два вопроса: "Сколько гнется клапанов и как ремонтировать".
3. Разборка.
Начал я искать спецов. В связи с тем, что я ни бум-бум в двигателях, а еще и в японских, но не хотел тащить машину не известно куда, т.к. она там должна была стоять пока не найдутся детали, я решил найти мастера, который мне смог бы отремонтировать машину в гараже. Нашел 3 или 4 человека. Но остановился на соседе по гаражу. Оказалось, что он работает мотористом на том сервисе, где я менял насос. Разговорились. Но до встречи с ним я уже знал ориентировочную стоимость работ без запчастей. Это 5000-6000 тысяч за 1 головку. А у моего авто их 2. Итого 12000 за то, что бы снять-поставить ГБЦ. КРУТО - подумал я. А за что ? Знать бы мне тогда, что такое на V образном движке снять головки. Потом и Андрей (сосед по гаражу) мне сказал, что так дорого, потому что V. Т.к. что бы снять головки, надо разобрать весь двигатель. Полемика по поводу ремонта-замены на контрактник описана в другом топике. И так, я принял решение двигатель разобрать и собрать самому. Договорился с Андреем, о том, что я ему отдам головки и запчасти, а он соберет из них одно целое. И началась рутина по разборке движка. Хотите верьте хотите нет, но как раз в этот момент мне пришла книга, заказанная на ebay.com "NISSAN MAXIMA 1986 SERVICE MANUAL". А спонсировал ее покупку мой шеф, Виктор Юрьевич Верещагин. Человек, к технике не имеющий абсолютно ни какого отношения. Профессор, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ и т.д. и т.п. Книга мне (вернее ему :) обошлась в 2300 рубликов. Но мне оказала неоценимую помощь в изучении автомобиля как такового и двигателя в частности. И так я приступил к разборке. Открутив пару болтов я просто испугался. Ну представьте - человек, ни разу не имевший дело в двигателями, пытается его разобрать "до основания" и причем двигатель своей, а не чужой, машины. Мне стало страшно. Но спасибо жене, которая меня вдохновила, сказав, что не надо ничего бояться. Так вот при разборке двигателя начались приключения. Обломался датчик температуры топлива. Он заставил меня познакомиться с человеком, торгующим Б/У запчастями для япономарок, который выручил меня и продал мне датчик. Без него, мне пришлось бы покупать клапан давления топлива в сборе. Кстати интересный нюанс. Наверное, вы все знаете, что японцы не применяют ключи на 13. Так вот этот датчик прикручивается ключом на 13!!! Мне ни кто не верил, когда я говорил об этом. Но факт есть факт и на датчике выбит логотип нисан. Не откручивалась декоративная накладка, на которой написано VG20. А почему? Да потому что товарисчи японцы болты смазывают анаэробным герметиком, который застывает только в безвоздушном пространстве, а тут еще и температура. Короче пришлось покупать ударную отвертку и все равно не смог открутить 2 болта, сорвал пазы. Побежал за звездочками, но и они не помогли. Пришлось высверлить шляпки. Самое интересное то, что потом эти болты открутились руками. : Прикол был со сливом ОЖ. Где находится болт я не знал, в книге нарисован болт с "писюном", а у моего авто без. Короче пока я его отковырял, это целое дело было. Спасибо Biker-у прислал фотки, по ним я и разобрался. Начал откручивать болт, как полется нас меня эта гадость я и болт посеял. А он ведь хитрый, конусом сделан - это значит заказывать. Потом я его, правда, нашел в тазике с антифризом :. Еще нюанс был с откручиванием выпускного коллектора четных цилиндров в районе лямбда-зонда. Там 3 гайки на 17. Еле открутил 1 гайку, 1 вместе со шпилькой, ну а 3-я ни в какую не хотела откручиваться просто потому что до нее невозможно добраться. Парился я 2 дня пока сосед не предложил какой то древний метровый ключ с карданчиком на конце и 17 головкой. УРА! Пройден еще один рубеж. Шкивы распредвалов - вот была засада. Там нужен ключ, который держит шкивы за отверстия, но его ни где не найдешь, пришлось шкивы откручивать, упирая кривой ключ на 12 в шкив и в кузов, или другими словами извращаться. Больше вроде бы засад по разборке не было. Записывал каждое свое действие до мелочей. Все детали складывал по порядку и каждую подписывал пунктом в записях. Короче через неделю головки лежали на столе. Как я надеялся, что клапаны погнуты не все. Но чуда на скорости 110 км/ч не бывает. И все 12 клапанов были кривые. Я позвал Андрея, что бы он снял клапаны. Но в гараже снять не получилось, т.к. на каждый клапан приходится по 2 пружины и пальцем их не надавишь. Кстати когда я увидел что стоят такие мощные пружины, я понял, почему неоригинальные ремень прошел 56тыс км. Ну, во-первых, на неоригинальные ремни (теперь я это знаю) производитель дает гарантию 40000 км., а во вторых, тот ремень, который я купил (SUN A472L100) хоть и подходит для моего двигателя, но, скорее всего не рассчитан для него. Мои мысли подтвердил Андрей, который сказал, что для V-образных движков надо брать ТОЛЬКО оригинальные ремни. Что ж, имеющийся я положил в архив :. И так 12 клапанов и 2 треснувшие втулки. Вот вердикт. Но по втулкам мастер сказал, что менять не будем, т.к. повреждения не значительны и добавил, что на мицубисях вообще в сервисах втулки обламывают заподлицо с телом головки. Во как !!!
4. Запчасти.
Если б я знал (а я догадывался) что надо будет приобретать все клапаны, я б их заказал еще до начала разборки двигателя и они уже были бы у меня. А так… . Пошел я заказывать. Заказал. Через 1,5 недели мне пришел отказ практически по всем позициям кроме пары прокладок в выпускной коллектор и оригинальный ремень ГРМ. Предложили мне заказ в Японию, но цена вырастала в 2 с лишним раза. Это было слишком. И тогда я вспомнил, что как-то 2 года назад нашел в Инете фирму, торгующую запчастями для японок, особенность была в том, что наши ребята сидят в Японии, имеют связи со всеми предприятиями автопрома японского и могут достать любую деталь. Написал я им письмишко. В ответ они выставили мне цены в йенах и сказали что товар будет в Владивостоке через 2 недели после оплаты. при уточнении пересылки товара мне, я узнал что у них есть свой представитель в г .Артем. А т.к. мне не хотелось заморачиваться с инвалютой, я связался с представителем и обсудил вопрос о том, что они мне выставили счет в рублях на все, включая пересылку. Сумма оказалась очень приемлемой.
Меня поразила скорость их работы. В понедельник я высылаю электронным переводом деньги, в среду они мне сообщают, что товар заказан, через неделю в четверг они сообщают, что тавр у них и отправляется курьерской почтой в ростов. Во вторник товар у подъезда ! Вот это скорость!!! 2 недели и товар у меня. Огромное спасибо за качество обслуживания фирме Sanan и их представителям, а именно ГЕННАДИЮ (подпись КАМЕНЕВ). Пока суть да дело, я купил маслосъемные колпачки и сальники распредвалов. Ремень ГРМ и прокладки выпускного тракта были уже у меня, и я отдал головки и клапаны Андрею.
5. Сборка
Он провозился с головками 4 дня и поставил мне их сам. Кстати параллельно заменили сальники распредвалов. При установке он меня попросил почитать мануал на предмет моментов затяжки. Когда я ему прочитал, он ответил что написано не все. Что же тогда нет? Должны быть довороты на 60-70 градусов. И действительно, в мануале написано, что после затяжки болтов надо их довернуть на 60-65 градусов. Именно это и хотел услышать мастер.
Головки поставлены. Мастер дал мне герметик для выпускного тракта, анаэробный герметик для болтов шкивов распред и коленвалов и ключ для удержания шкивов распредвалов при их закручивании. Проблем со сборкой не было, за исключением гайки на 27, которая прикручивает металлическую трубку из выпускного тракта к клапану EGR. вот я промучился. В конечном итоге, пришлось откручивать клапан, иначе поставить было нельзя. Очень помогли распечатки рисунков из CD FAST особенно по тракту ОЖ и вакуумных трубок. Вроде бы все записывал, а кинулся собирать, уже ничего не помню. Да, мастер посоветовал все гидрокомпенсаторы сжать, т.к.из-за того что они могут быть насыщены маслом и из-за этого не дадут закрыться тем клапанам, которые должны быть закрыты. я засомневался и решил спросить All. Топик на эту тему был на форуме. Но, найдя в инете статью Корниенко, по ремонту головок, убедился что ГК надо сдавливать и именно на VG20. Что я и сделал тисками очень-очень осторожно сжав их на 1 мм. Еще была засада, от которой я чуть не укакался :. Короче прикручивал хомут вакуумного шланга тормозного усилителя к коллектору, а тряпки, затыкающие свечные колодцы, уже убрал. Ну и, естественно, болт и гайка хомута оказались в 3м цилиндре. Позвонил мастеру, тот посоветовал купить магнит на телескопе, что я и сделал. Все быстро достал с первого раза. Так что затыкайте все дырки, а то есть такие места, что хрен долезешь : что бы что то достать. Остальное все собралось без проблем, на удивление при первой моей разборке такого агрегата остались "лишними" всего 4 гайки, и то которыми колесо прикручивается :. Все Машина собрана, аккумулятор на зарядке, я курю и боюсь…
6. Работает !!!!!!!!
Соседи по гаражу уже все меня знают, каждый раз подходят и удивляются как это сам смог японский двигатель разобрать а потом собрать. Короче, болтаю со всеми, типа аккумулятор заряжаю, а сам боюсь его ставить. Ну, была не была. Поставил аккумулятор, воткнул предохранитель бензонасоса (кстати, если кому интересно, зачем я снимал предохранитель: оказывается в мануале написано как сбросить давление в топливной магистрали: вытаскиваешь предохранитель, заводишь двигло, он работает пока не кончится бензин, после того как заглох, пару раз еще заводишь и все можно смело снимать фильтр или еще что-нить ). Короче осталось повернуть ключ зажигания. Сел я в машину, ключ на ON, коленки троят, и…. СТАРТ. 10 секунд стартер крутил движок а тот не подавал ни каких признаков. Я уже все, думаю, конец, и тут начинают цилиндры бУхать и по нарастающей, чувствую, двигатель крутится одинаково со стартером, отпускаю ключ, 300 оборотов, 400, 600, 800, 1200 УРА!!!!!!!!!!!!!!! Двигатель вышел на прогревные после 15 секунд вращения стартером и работает ровненько- ровненько. Господа, вы не представляете мое счастье. Закурил, 3 минуты подождал, позвонил жене и сунул мобилу в двигатель, она все поняла. Позвонил Сереге (Biker), Андрею-мастеру. Короче Я ЗАВЕЛСЯ!!! Заглушил двигатель, прикрутил колесо, защиту, ВЫЕХАЛ !!! из гаража что бы прогреть машину. Все, работает.!!! Просто идеально. Гидрокомпенсаторы стучали всего 1-2 минуты и больше их не было слышно. На следующий день я выехал. Съездил на мойку, приехал во двор. Все, господа, я на колесах.!!!
7. Особые благодарности.
ИТАК:
- Огромное спасибо за то, что есть такой сайт и такой форум. Организаторам поклон.
- Огромное спасибо всем, кто помог мне советом и участием, от Вас я многое узнал о машине как таковой.
- Персональный поклон и рукопожатие Сереге (Biker) за постоянные обсуждения по телефону, аське, Email-у. Мы помогали друг другу и уже реально познакомились когда он проезжал мимо Ростова.
- Персональный поклон и рукопожатие Гене (Gamlet) за бесценные советы по ГРМ, КЛАПАНАМ, ГК, и вообще за сопереживание и участие.
- Персональный поклон и рукопожатие Володе (volodya101) за огромные знания, неоценимые советы, беспокойство за мой автомобиль и за то, что он одобрил разборку и сборку двигателя своими руками. Володя, твои советы я собрал вместе, и распечатал как мануал.
- Отдельное СПАСИБО Андрею (мастеру), который подошел со всей ответственностью к своей работе.
- Отдельное СПАСИБО ребятам из дальнего города Артем, за то, что оперативно доставили мне все запчасти.
8. "Скока денег".
1. Псевдо-засада с насосом
Свечной ключ, щупы 400
Свечи 400
Возд. Фильтр 190
Топливный фильтр 200
Бензонасос 1500
Работа по замене насоса 1000
2. Ремень ГРМ (запчасти)
ролик натяжной 750
ремень ГРМ 290
датчик темп топлива 200
сальники распредвалов 200
Маслосъемные 600
Прокл вып колл 450
Прокл колл-смеситель 450
Крышка бачка ГУР 250
Ремень ГРМ 1700
клапаны; Прокл из Яп 13540
Ремонт головок+шлифовка 2000
анифриз 2л 200
болты 6
3. Ремень ГРМ (инструмент и сопутствующее)
Галстук (трос) 200
Ключи 8, 12 100
Съемник шкива 180
головка 8 60
вороток 150
головка 22 50
накидной на 10,12;
ударная отвертка;
шестигранник 6,10;
вороток; удл-ль 1060
звездочки 120
головки 12, 17 140
карданчик 100
WD40, керосин 235
перчатки 30
Ключ динамометрический 1150
Итого Запчасти 23996 Инструмент 4005
Всего 28001
Минус связанное с насосом 3290
ИТОГО 24711
Экономия = 12000 (снятие-установка головок)- 4005 (сопутствующие материалы) = 7995 рулёв.
Т.е. моя работа оценена почти в 8000 рублей.
З.Ы. Готов ответить на все вопросы, связанные с моей эпопеей.
С Уважением Лебец Вячеслав.
Статья любезно
предоставлена Вячеславом Лебцом
|