То, что я напишу далее весьма спорно - это просто размышления вслух, воспринимайте на свое усмотрение.
Попробую разобраться дальше, как вакуумный усилитель влияет на ход педали.
Извиняюсь за кислотную раскраску схемы и подписей - по-другому не сложилось в этот момент
Путь, которым Ваше усилие на тормозной педали "добирается" до ГТЦ (пункты на рисунке и по тексту совпадают для удобства описания):
1. Первым делом "выбираем" зазор в шарнире, т.е. компенсируем износ шарнира на штоке со стороны педали. Конкретно в моем случае я его не обнаружил, но там просто так пальцем не помнешь клапан - довольно сильно пружина сопротивляется, потому не думаю, что он там больше 1 мм. Или вообще нет, т.е. пусть будет 0 мм, соответственно на педали тоже будет 0 мм.
2. Как только шарнир начинает перемещать клапан, т.е. страгивает его с седла, он проходит не более 3 мм, т.к. этот ход ограничен стопором (по выносным линиям размера видно, где этот путь). Одновременно с этим перемещается толкатель 26, т.к. они в контакте. Именно поэтому на рисунке ДВА вторых пункта, чтобы показать, что перемещение происходит одновременно. На глаз (не измерял, когда разбирал усилитель) эти расстояния одинаковы, т.е. клапан и толкатель проходят примерно одинаковое расстояние (2-3 мм), чтобы первый уперся в стопор, а второй - в резиновую реакционную шайбу 27. Таким образом, ГТЦ еще нисколько не начал работать, а мы уже продвинули толкатель примерно на 3 мм, соответственно на педали это - 12 мм.
Тут необходимо пояснить, что как только мы сместили клапан с седла, то открыли доступ атмосферному давлению в полость усилителя, поэтому уже на этом этапе мембраны толкнут плунжеры вакуумного усилителя и шток толкателя через реактивную шайбу в сторону ГТЦ, т.е. будет какой-то небольшой эффект на ГТЦ от перемещения педали на расстояние около 12мм или меньше, но НЕ МГНОВЕННО, т.к. через довольно небольшое кольцевое отверстие наполнить 2 полости переменного давления МГНОВЕННО не получится, поэтому при таком небольшом (до 12 мм) перемещении педали тормозА не активируются заметно, но это нужно учесть, чтобы регулировкой длины штока педали (по сервис-мануалу около 130 мм) случайно не ограничить возврат клапана на свое место (иначе при работающем двигателе вечно будут легонько поджаты тормоза???). В сервис-мануале этот люфт (freeplay), гарантирующий свободный возврат клапана на седло, обозначен 1-3мм. Я настроил на 1 мм (качаю педаль одним пальцем, чтобы имеено этот люфт поймать). Двумя пальцами я на заглушенном двигателе могу надавить еще примерно 8-10 мм педалью (А ВДРУГ это и есть люфт, в сети не только зоны .ru встречаю разное понимание этого freeplay... потому вообще все это и пишу, чтобы последовательно разобраться в устройстве клапана), а дальше и ногой не продавливается.
3. Когда мы уже сместили клапан максимально (3 мм), и нам уже немного помогает атмосферное давление, упираемся в резиновый реакционный диск, толщина которого около 5 мм. Вот с ним-то и связаны наши ощущения от тормозов (не замедление автомобиля - это уже диаметры дисков, качество тормозных колодок и возможности гидропривода, а именно то, что "говорит" педаль)
Восприятие сочетания замедления автомобиля и усилия на ноге (т.е. усилия, которое реакционный диск "возвращает") характеризует информативность тормозов в общем.
Итак, этот диск может деформироваться. Это отражается (и значительно) так: 3 мм на штоке педали и 12 мм на самой педали. Пальцами я могу его продавить на 1-2мм, а уж толкателем усилителя со стороны педали диаметром около 8 мм его еще больше продавливает (ногой через усиление рычага + помощь от разницы давлений на диафрагмах). Вот тут-то и чувствуется резиновость - автомобиль застопорен очень сильно, а педалью можно немного играть без "отпускания" тормозов - реакционный диск работает как пружина. Конечно, при полностью нажатой педали на реакционный диск в основном давит стакан 19 и 22 (их перемещают мембраны), а не нога водителя через шток. Нога только управляет клапаном, который "следит" за перемещением штока.
Думается, что реальное усилие на ноге не почувствовать (оно эквивалентно массе до 300 кг, где-то на просторах встречал цифру), т.к. мы получаем "ответ" от гидропривода на педаль только от мягкого (для таких сил) резинового "пятачка".
Не верится в цифру 300 кг - оторвется же все... Пересчитал сейчас наше давление в ГТЦ при стандартном усилии в 50 кгс на педали (или 50х4=200 кгс на штоке) - получилось 38,7ат (кгс/см2, bar или 3,87 МПа кому как привычнее), и это мы создаем усилие БЕЗ помощи вакуумного уислителя.
А вот усилитель добавляет при предельных цифрах перепада давления (меня впечатлило!) около 500 кгс! Это на двух диафрагмах (230мм и 205мм) при перепаде давления 0,667ат, если точнее, то первая диафрагма создает 282,5кгс, а вторая - 224,5кгс. Это простейший расчет, ошибиться сложно. При таком усилии на ГТЦ (диаметр 25,4мм) будет давление 425ат
)) Реальное давление - 75ат (и не более 150ат из-за применения РТИ
, т.е. понятно, все сделано с огромным запасом для быстродействия системы: при небольших давлениях мы уже получаем серьезные усилия.
В сервис-мануале принято нормальным усилие на педали, равное 50кгс (или 200кгс на штоке из-за плеча 1:4), без вакуумного усилителя получается давление, равное 38,7ат, а при проверке по мануалу (стр. BR-11) - 75ат, т.е. предполагается удвоение усилия водителя с помощью вакуумного усилителя. Просто как замечание.
Понятно, что нашей ноге ООООЧЕНЬ сильно помогают нажать на ГТЦ, потому педаль "легкая". "Резиновая" она в конце хода - из-за резинового "пятачка" (реакционной шайбы) и особенностей работы следящего клапана, а также, в значительно меньшей степени, некоторых других факторов (как раз речь о раздувании тормозных рукавов (шлангов), перемещениях суппортов на изношенных пальцах и тормозных накладок и т.п. )
4. Самое простое и понятное (для меня точно
- это зазор между штоком толкателя вакуумного усилителя и непосредственно ГТЦ. Обычно он в нормальных условиях должен быть равен 0,1 мм, предназначен только для компенсации теплового расширения деталей конструкции. Если зазор в этом месте составляет 1 мм, то на педали вы получите ощутимые пустые 4 мм. Еще раз - измерять этот зазор нужно при подаче вакуума (0,667ат) на усилитель, иначе рискуете получить к зазору дополнительные 0,8мм на штоке или 3 мм на педали.
Теперь без пунктов.
На какое расстояние перемещается поршень ГТЦ при обычном торможении? Ориентировочно... Все наши 6 тормозных поршней в рабочих цилиндрах пройдут 1мм, а оба поршня ГТЦ для этого должны пройти 8 мм. Вот такое вот отношение. Кстати, вот статья
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=& ... ms&cad=rjt о зависимости давления и ходе поршня. Как раз рассматривают активную фазу (именно когда давление уже набирается) - она длится 8 мм. Получаем примерно 8 мм рабочего хода на ГТЦ, чтобы заблокировать колеса автомобиля.
На педали эти 8мм эквивалентны 32мм. Это чисто для набора давления.
Добавим еще 8мм хода ГТЦ (32 мм хода педали), чтобы выбрать зазоры в 1 мм в тормозных механизмах.
Добавим наши миллиметры на выборку зазоров в усилителе: по п.2 - это 12 мм, по п.3 - еще 12 мм, по п.4 - ну пусть хоть 2 мм
.
Итак, ориентировочная МИНИМАЛЬНАЯ сумма хода педали до полной быстрой остановки: 32 + 32 + 26 = 90мм (при допуске хода на каждом рабочем цилиндре 1 мм, скорее всего эта величина меньше). От этой суммы в стоковом варианте никуда не деться. Кстати, по сервис-мануалу максимальный ход педали обозначен в районе 84,5-91,5 мм.
Пока вижу, что заводские данные оправданы при таком поверхностном подходе, как мой... лучше мою педаль уже не сделать %)))) буду терпеть %)
По-человечески, чтобы затормозить, не понадобятся все 32 мм хода для набора максимального давления, но мы вполне можем надавить педаль так, чтобы это давление все-таки набрать - потому и получается, что педаль "продавливается" дальше все-таки... Плюс "пружинистость" реакционного диска... так и формируется впечатление...